загадка хрустальных черепов
специалисты в различных областях науки уже давно пытаются открыть тайну ископаемых черепов из горного хрусталя. откуда они взялись? кто их сделал? для чего они служили и что значили для их создателей? хрустальные черепа - одна из величайших загадок нашей планеты.
известно в общей сложности тринадцать хрустальных черепов, хранящихся в музеях и частных коллекциях, а по некоторым данным, их даже 21. это точные копии человеческих черепов и портреты-маски, изготовленные из кварца. они найдены в центральной америке и на тибете. эти поразительные предметы, по всей вероятности, сделаны в далекой древности, а мастерство исполнения доказывает высокий уровень технических знаний, каким обладали предки современного человечества.
горный хрусталь - это бесцветный кристаллический кварц. еще в средние века европейцы думали, что прозрачный твердый камень получился из обыкновенного льда, долгое время пролежавшего под толщей земных пород. горный хрусталь встречается в природе довольно часто, но обрабатывать его трудно, поскольку это очень твердый минерал. по шкале твердости мооса ему соответствует число 7. только топаз (8), корунд (9) и алмаз (10) еще тверже, чем горный хрусталь. в наше время горный хрусталь обрабатывают на специальном высокотехнологичном оборудовании, но основные правила работы с кристаллами остались те же. чтобы сохранить целостность кристалла, нужно направлять движение резца вдоль осей роста. создатели хрустальных черепов ухитрялись вручную обрабатывать горный хрусталь, не соблюдая этого правила, и непонятно, почему у них кристаллы не рассыпались на мелкие осколки.
самый красивый и известный из хрустальных черепов найден в 1927 году в центральной америке на территории британского гондураса (с 1981 года - независимое государство белиз). «череп из лубаантума» многие десятилетия хранился в семье его первооткрывательницы, англичанки энн митчелл-хеджес. английский археолог ф.а.митчелл-хеджес с 1924 года проводил раскопки развалин города майя лубаантум, и ему помогала приемная дочь энн. в день, когда ей исполнилось 17 лет, энн разгребала камни на участке, определенном археологами как алтарь храма, и выкопала себе чудесный подарок на день рождения - полированный хрустальный череп с загадочно мерцающими глазницами. у черепа не хватало нижней челюсти, но это все равно была потрясающая находка.
девушка была в восторге от удивительного «подарка судьбы». «я откопала череп под алтарем, - рассказывала энн митчелл-хеджес о своем замечательном открытии. - а примерно через три месяца на расстоянии 7,5 метра от места первой находки нашли недостающую нижнюю челюсть». оказалось, что эта деталь изначально не была прикреплена к черепу, а свободно держалась на шарнирах, идеально гладких, как и весь череп.
«череп из лубаантума» с тех пор нисколько не изменился и по-прежнему восхищает совершенством отделки. коллеги-археологи никогда не сомневались в подлинности многочисленных археологических находок митчелл-хеджеса, но этот череп... он был слишком не похож на другие древние предметы и с самого начала вызвал некоторые подозрения, что заботливый отец подложил в развалины «красивую черепушку» в качестве оригинального подарка на день рождения любимой дочери. эта версия до сих пор не опровергнута окончательно.
руины лубаантума, где найден необыкновенный череп, - уникальное место. 26 июля 1924 года британский офицер санитарной службы доктор томас ганн, увлекавшийся археологией, с восторгом рассказал на страницах illustrated london news о замечательном открытии в заморских владениях великобритании. доктор ганн вместе с ф.а.митчелл-хеджесом исследовал непроходимые джунгли и наткнулся на развалины многочисленных каменных построек. томас ганн считал, что они обнаружили самый древний город майя, построенный раньше, чем другие известные памятники этой культуры.
энн митчелл-хеджес теперь живет в канаде. почтенная дама, которой уже перевалило за 90 лет, до сих пор твердо уверена, что хрустальный череп принадлежал культуре майя. в 1970 году она призналась: «иногда я искренне жалею, что не исполнила пожелание моего отца - он хотел, чтобы я положила череп ему в гроб. это было бы, вероятно, самым подходящим местом для такой странной вещи, ведь в чужих руках она начнет творить зло».
американский реставратор фрэнк дорланд исследовал находку с 1964 по 1970 год. он выяснил, что конструкция черепа так уравновешена относительно центра тяжести, что от легчайшего дуновения ветерка нижняя челюсть пятикилограммового черепа приходит в движение. еще более удивительное свойство заметил дорланд. когда он повернул каменный череп лицом к зажженному камину, глазницы вспыхнули зловещим огнем. какое жуткое впечатление производил, должно быть, этот странный череп на индейцев майя! легко себе представить, как падал ниц потрясенный народ под грозным огненным взглядом хрустального идола!.. впрочем, никому доподлинно не известно предназначение этого предмета - притягательного и пугающего.
«череп из лубаантума», вместе с подвижной нижней челюстью, сделан из одного кристалла горного хрусталя. шестигранный кристалл тщательно отшлифован таким образом, чтобы при определенных условиях получался задуманный оптический эффект. в затылочной части черепа находится искусно отполированная линза, которая собирает попадающие на него лучи света и направляет их в глазницы.
фрэнк дорланд отзывался о хрустальном черепе очень эмоционально, словно этот неживой предмет был чем-то более сложным и значительным, чем просто обработанный кристалл прозрачного кварца. он не мог понять, как удалось древним майя добиться такой гладкости поверхности кристалла, что даже под микроскопом на нем не видны следы резца или другого инструмента. «если исключить участие сверхъестественных сил, ремесленникам майя пришлось бы полировать свой хрустальный череп вручную. сотни лет, какие бы изменения ни происходили за это время в общественных условиях и религии, ремесленники продолжали бы свой немыслимый труд. мы с трудом можем вообразить, чтобы работа над одной вещью передавалась из поколения в поколение в течение многих веков».
чтобы придать кристаллу кварца округлую форму человеческого черепа, с соблюдением всех анатомических подробностей, потребовалось бы семь миллионов рабочих часов. это соответствует 800 годам круглосуточной работы. если предположить, что череп полировали по 12 часов в день, работа растянулась бы на 1600 лет!
известная компьютерная фирма «хьюлетт-пакард» из города санта-клара в калифорнии тоже получила возможность провести исследование хрустального черепа. специалисты фирмы пришли к выводу, что без применения новейшей техники, вручную, его нужно было бы шлифовать непрерывно в течение 300 лет.
совершенство обработки твердого камня оставляет широкий простор для домыслов: одни считают хрустальный череп фальшивкой, изготовленной в xx веке, другие приписывают его создание инопланетянам, жителям легендарной атлантиды или самому сатане. археологи, работающие на раскопках в гондурасе, убеждены, что хрустальный череп принадлежал народу, жившему там полтора тысячелетия назад, - народу майя или, возможно, позаимствован у ацтеков. однако ученые не могут выяснить, какова была технология обработки кристаллов кварца.
профессор р.дистельбергер из музея истории искусства в вене обследовал «череп из лубаантума» в 1982 году и пришел к выводу, что это подделка. но «подделка» изготовлена с таким высоким мастерством, какого никогда не достигали флорентийские ремесленники, превзошедшие в искусстве обработки хрусталя всех своих европейских коллег.
версию о создании хрустального черепа сатаной и его приспешниками приходится отвергнуть за отсутствием прямых доказательств. более правдоподобной кажется версия об изготовлении хрустальных черепов в атлантиде. эти предметы якобы имели какое-то предназначение в культуре народа, создавшего высокую цивилизацию 12 тысяч лет назад. по другой гипотезе, первые земные цивилизации возникли 36 тысяч лет назад, когда нашу планету заселили 12 инопланетных рас, и именно они с легкостью полировали твердый кристаллический кварц. пришельцы из далеких миров обладали техническими возможностями, какие нам и не снились. с помощью этих кристаллов инопланетяне якобы поддерживали «духовный контакт» со своими родными планетами.
многие люди замечали, что в присутствии хрустальных черепов у них появлялись странные видения, а другие жаловались на головокружение и дурноту. некоторые даже впадали в состояние транса под влиянием «магического взгляда» хрустальных глазниц. больше всего неприятностей причинял наблюдателям так называемый череп «е.т.», принадлежащий собирательнице древностей ван дитен из нидерландов. в 1991 году ван дитен приобрела в гватемале для своей коллекции череп из дымчатого кварца весом около пяти килограммов. видевшие этот предмет люди утверждают, что он обладает целительной силой и с его помощью можно получать информацию из высших, духовных сфер.
венский профессор дистельбергер исследовал этот череп «е.т.». он признал это изделие подлинным и определил его возраст - 500 лет. по мнению профессора дистельбергера, череп наверняка не европейского происхождения: «для фальсификатора не имеет никакого смысла делать такую трудную работу - много лет вручную полировать камень. я не могу объяснить, почему он выглядит так естественно, почти как настоящий череп европейского человека, хотя он более узкий и отполирован такими средствами, которые у нас не известны. по этому предмету вряд ли возможно узнать, чем он обработан, к тому же он довольно долго пролежал в земле».
гипотезу об использовании хрустального черепа в магических ритуалах высказал еще митчелл-хеджес, который определил возраст находки - примерно 3600 лет. но точное датирование предмета из горного хрусталя вообще невозможно. самый надежный радиоуглеродный метод может показать только возраст органического материала. если находка лежала, к примеру, в грунте, содержащем органические остатки 600-летней давности, это значит, что неорганические предметы могут иметь такой же возраст.
большинство хрустальных черепов найдены в центральной америке и связаны с культурой инков. известно, что у ацтеков мертвые головы и черепа имели большое значение в различных ритуалах и верованиях. культурное наследие ацтеков и майя отличается большим количеством изображений человеческого черепа.
в храмах, пирамидах, на каменных стелах и местах ритуальных жертвоприношений мы часто встречаем этот мрачный и многозначительный символ. у ацтеков череп обозначал подземный мир, смерть и потусторонний мир. в их представлениях смерть и мир божественных предков были важнее кратковременного и хрупкого земного существования. известно, например, что ацтеки специально развязывали войны, чтобы захватить побольше пленников для человеческих жертвоприношений. возможно, хрустальные черепа со светящимися глазницами были как-то связаны с этими кошмарными ритуалами.
черепа из кристаллов прозрачного кварца находятся сейчас в разных музеях и в частных коллекциях в лондоне, париже и за океаном. подлинность большинства из них не подвергается сомнению, но о происхождении продолжают спорить, и решения проблемы пока не предвидится.