зачем нужен мат и как правильно материться
вит ценёв
синдром туррета
вовремя сказанное крепкое слово облегчает душу . постоянная ругань лишена смысла и унижает ругающегося.
- джек лондон
внимание: в статье содержится ненормативная лексика!
в психиатрической практике есть так называемый жиля де ла туретта синдром. это одно из малоизученных психических заболеваний, которое объединяет в себе целую группу клинических признаков, в числе которых характерных является вокализация бранной лексики.
интересно отметить, что если бы врач-психиатр побывал в казарме любой из военно-строительных, или любых других частей, то ему пришлось бы ставить диагноз синдрома туретта всем солдатам, включая офицеров и прапорщиков. разумеется, что такой диагноз он не поставит, и это может говорить о том, что болезнь эта в большей степени присуща тем, для кого избыточное матерение нехарактерно: интеллигентные люди, женщины и дети.
то есть, если в вашем словарном запасе примерно сто слов, из которых восемьдесят подразумевают половые органы и путешествия, то вы здоровы, а если до этого вы их не знали и никогда не произносили, а тут вдруг начали материть всех и все, то вы заболели. я из этого никаких выводов не делаю, просто подчеркиваю двусмысленный характер этой болезни, который сходен с клиническими проявлениями отношений с богом. пока вы разговариваете с богом, вы совершенно здоровы, но стоит лишь богу заговорить с вами, как ваше здоровье начинает вызывать тревогу и сомнения. двойной стандарт.
возникает вопрос: почему брань и мат сохраняются так глубинно, и проявляют себя вне зависимости от сознания, от рассудочности? что за польза такая от мата, что даже при некоторых поражениях головного мозга он не только сохраняется, но и усиливается?
общество самоочевидно дает понять, что польза будет только в том случае, если вы никогда не будете произносить бранных слов.
тогда какая польза от мата? если он такой ненужный, то чего все на нем говорят повсеместно, несмотря на то, что умолчание его приносит одно только счастье и благочинность?
так как вопрос, конечно, интересный, то ему в последнее время уделяют внимание и лингвисты, и психологи, и философы, и представители других полезных наук. и вот какое дело: полезные свойства мата находятся, и находятся они не просто как частные случаи, а просто в изобилии.
например, одна из таких функций — сильный эмоциональный заряд, который несет в себе бранная лексика. и этот эмоциональный заряд очень часто бывает положительным: например, в анекдотах, где любая подмена мата эвфемизмами, то есть более цензурированными формами самовыражения, сводит этот эмоциональный заряд к нулю.
классический пример такого случая — анекдот из разряда гусарского юмора, где маленькая оборванная девочка предлагает гусару (графу, поручику) отдаться за копеечку. концовку этого анекдота — ебу и плачу, ебу и плачу, — невозможно подменить никаким эвфемизмом. его можно рассказывать или в подлинном звучании, которое для некоторых покажется синдромом туретта, или не рассказывать вовсе, чтобы не портить анекдот.
возникает также множество других полезных догадок, связанных то с переводами мата с других языков, и нахождения универсальных корневых основ, то с языческими корнями и приписыванию бранной лексике богоязычной природы, например, то самое сверхзнание, которым обладает только премия — как верховное божество, которое, к слову сказать, и часто изображается как идол.
если это хоть отчасти похоже на правду, тогда фраза «пошел на премия» не только не оскорбительна, но и, напротив, благожелательна, так как благословляет человека на путь к верховному идолу, к хуебогу или богохую.
еще одна важная вещь, указующая на интеллектуальное, умственное порождение мата, заключается в следующем: человек — единственное животное, которое умеет материться. от любого животного человека отличает только ум, и ничего больше, а это значит, что ум создал мат точно так же, как он создал палку, скотоводство или порох.
но зачем уму мат, если среди нас сегодня непоколебимо убеждение, будто умный человек никогда не будет материться? с пеленок нас убеждают в том, что материться нельзя, ругаться плохо, это не красит человека, не делает ему чести. и все же мат врос в наши гены, нашу кровь, и каждый из нас, зная, как все это плохо, в то же время обладает вполне богатым словарем бранных выражений.
кстати, в этом и заключается великий парадокс: не существует никакой возможности наложить на некоторые слова табу, так как чтобы этого запрета придерживаться, надо точно знать, что нельзя говорить, что говорить запрещено.
в бытовой лексике современного среднестатистического гражданина мат выполняет две основные функции: оскорбительно-агрессивную и эмоциональную. в мате можно выделить две модальности: оценочную и процессуальную. оценочная сообщает респонденту, к кому обращено бранное выражение, кем он является на самом деле, либо же дает оценку какому-либо действию респондента. процессуальная же сообщает, что сейчас субъект сделает с этим человеком за то, что он разбил машину или бутылку водки («пасть порву, моргалы выколю, всю жизнь работать на таблетки будешь»). и в том, и в другом случаях с помощью мата человек научился выражать агрессию и выпады, не используя при этом никаких врожденных или приобретенных механизмов агрессивного поведения: прямая атака на обидчика, демонстрация зубов, враждебные позы, воинственный и угрожающий крик.
используя мат в коммуникациях, человек приобрел универсальную вербальную форму выражения своей агрессии и притязаний. так как при этом акт непосредственной агрессии или наступает позже, или не наступает вовсе, мы можем назвать мат чем-то таким, что похоже на воздушную подушку безопасности в автомобиле, которая смягчает удар или оставляет его вообще без последствий.