в россии - как и во всем мире - существует немалое число людей, которые сознательно не хотят иметь детей, а также людей, которые завели детей, но потом пожалели об этом.
такой принцип жизни имеет свое название - чайлдфри (childfree).
тема чайлдфри в последние месяцы набирает обороты популярности. причем в сми она раскрывается она в основном двумя способами – либо с помощью монолога от первого лица в духе «да, я такой», либо путем небольших портретных зарисовок с объяснением, какие у этих людей сложности в личной или в публичной жизни. причем, спасибо многочисленным публикациям, в общественном сознании уже начал складываться образ «среднестатистического чайлдфри». даже у тех, кто живых чайлдфри никогда в глаза не видел.
чайлдфри глазами окружающих
для начала небольшое отступление: существует идеология, и существуют люди, которые ее разделяют. взять, к примеру, идеологию хиппи: мир, радость, ненасилие, цветочки, свободная любовь. и что? это совершенно не мешает (или уже надо писать в прошедшем времени? – не мешало) быть отдельным представителям этого движения склочными, раздражительными, заросшими и моногамными.
то же самое с чайлдфри: какой бы целостной ни была идеология, в жизни всегда остается место индивидуальным различиям. поэтому корректно заводить речь только об идеях чайлдфри и их восприятии окружающими.
тезис 1. чайлдфри ненавидят детей
между равнодушием и яростным отрицанием лежит дистанция огромного размера. вот не люблю я, допустим, жареные кабачки. однако моя нелюбовь пока не доходила до того, чтобы врываться в рестораны с криками: «долой жареные кабачки!».
с другой стороны, многое зависит от поведения окружающих. если каждое утро мне предлагают питаться только жареными кабачками, соседка в лифте интересуется, когда в моем рационе появятся жареные кабачки, а коллеги на работе сообщают: «кто не ест жареных кабачков, тот вообще непонятно, зачем живет», - согласитесь, недолго и взвыть.
с третьей стороны, есть и определенные границы в поведении нелюбителя кабачков. если я стану бросаться на лежащий рядом совершенно безобидный кабачок, то напрашиваются два вывода: либо с нервишками что-то не в порядке, либо тема кабачков для меня совершенно невыносима по глубоко личным причинам.
а теперь вместо «жареные кабачки» подставляем слово «дети», суть от этого не изменится. так вот, идеология чайлдфри не предполагает никакой ненависти к детям, только полное равнодушие. а следовательно – нежелание заниматься тем, по отношению к чему ты не испытываешь никакого энтузиазма. все-таки сложно не признать, что это гораздо разумнее, чем заводить ребенка потому, что «так положено в моем возрасте».
тезис 2. у чайлдфри была психологическая или сексуальная травма, которая и стала причиной их «странных» убеждений
утверждение отчасти справедливое, но небесспорное. особенно после того, как в стане чайлдфри появляются люди с гармоничным детством и безоблачным прошлым. они-то что здесь делают? на этот счет существует два предположения. первое – среди чайлдфри достаточное количество социальных перфекционистов. то есть, слишком ответственных людей. из серии: «я хочу, чтобы у моего ребенка было все самое лучшее – питание, детский сад, самая красивая одежда». поскольку такие люди обычно лишены финансовых возможностей, чтобы устроить ребенку все самое лучшее, то они и вовсе отказываются иметь детей. либо все – либо ничего.
есть и вторая категория граждан. они достаточно агрессивно осуждают материнство под видом того, что планета перенаселена. какое им, казалось бы, дело до планеты? причина их агрессии настолько лежит на поверхности, что совершенно упускается из вида. многие чайлдфри в течение своей жизни были лишены нормального полноценного одиночества. отсутствие собственной комнаты, постоянно мельтешащие родственники, родительский контроль – было все, что угодно, кроме нужной концентрации одиночества. невозможность остаться одному – это принцип всех исправительных и тюремных учреждений.
и вот, когда, наконец, забрезжила возможность насладиться долгожданным одиночеством, общество требует, чтобы ты обзавелась ребенком? чайлдфри, испытывающие острую потребность в одиночестве, смогут себе это позволить только когда насытятся собственной самостоятельностью.
тезис 3. чайлдфри являются сторонниками абортов
еще хорошо, что не ковровых бомбардировок. на деле все идеи чайлдфри можно свести к одной-единственной формулировке: «рождение ребенка должно быть осознанным шагом. этим стоит заниматься только тем, кому это по душе. а всем прочим – заняться любимыми делами и перестать думать про «надо» и тиканье биологических часов».
если кто-то жаждет сократить рождаемость за счет абортов, то это, мягко выражаясь, очень странные представления о контрацепции.
чайлдфри глазами социолога
повышенный интерес к движению чайлдфри во многом спровоцирован серьезными изменениями в обществе. до недавнего времени сотни поколений жили и трудились, исходя из принципа: мы делаем это ради детей. которым, как подразумевалось, будет легче, сытнее, комфортнее и счастливее. поэтому надо потерпеть.
и вот в один прекрасный день оказалось, что терпеть уже не надо. надо жить здесь и сейчас: радоваться жизни и успевать отхватывать побольше удовольствий. или – для тех, кто посерьезнее – надо работать, делать карьеру и развиваться. ведь это и есть два самых распространенных ответа на вопрос: «почему вы не хотите заводить детей?».
такое изменение произошло совсем недавно и достаточно незаметно. как это случилось?
во-первых, у людей (по крайней мере, в крупных городах) завелись лишние денежки. а где есть излишек – там немедленно возникает необходимость куда-нибудь его пристроить. об этом даже в учебниках истории написано: как только у древних египтян появились излишки пищи, они сразу начали заводить себе рабов. у современного человека излишек средств начал мигом уходить на развлечения. количество которых (спрос рождает предложение) стало увеличиваться в геометрической прогрессии. уже сложно поверить, что еще пятнадцать лет назад в городах некуда было податься посидеть – приходилось собираться у кого-нибудь в гостях или (в подростковом варианте) в подъезде.
во-вторых, появилась такая штука, как социальная мобильность. порочная практика «институт – распределение – вся жизнь на одном рабочем месте» давно забыта. вместо нее стала цениться возможность менять место работы раз в 2-3 года, менять сферу занятости, получать дополнительное образование. и это действительно оказывается увлекательным.
есть еще и «в-третьих» – типично российский акцент. о нем уже упоминалось в связи с теми, кто отказывается иметь детей из-за того, что неспособен дать им «все самое лучшее». то есть, существует массовое знание о высоких стандартах жизни, которые совершенно невозможно достигнуть. но мы не станем начинать эту долгую нудную песнь про ипотечные кредиты.
и кто будет после этого утверждать, что чайлдфри – исчадия ада? они просто результат имеющихся у нас социальных перемен. причем, происходящих в мегаполисах. заметьте: в поселках и маленьких городках – никаких чайлдфри. и верно: там совсем другие проблемы.
(с) светлана малевич
================
что скажете? как вы относитесь к такой жизненной установке, как сознательная бездетность?