каби́ры, кави́ры (κάβειροι)

"в греческой мифологии демонические существа малоазийского происхождения, культ которых процветал на самофракии, имбросе, лемносе и в фивах. дети гефеста и нимфы кабиро — дочери протея, кабиры — хтонические божества (мужские и женские), известные своей особой, унаследованной от гефеста, мудростью. число их колеблется от трёх до семи." (2)

"кабиры — низшие божества, ведавшие плодородием земли, подземным огнем и спасавшие мореходов от бурь. культ кабиров был, вероятно, занесен в грецию с востока (по-финикийски "кабиры" означает "великие боги").

этим, возможно, объясняется плохо согласующиеся и мало связанные между собой функции кабиров и то, что их культ существовал преимущественно на островах.

по наиболее убедительной теории культ кабиров был перенесен догреческим населением балкан на острова северной эгеиды после вторжения эллинов. в классическую эпоху культ кабиров как богов плодородия на острове самофракия сливается с культом деметры.

на острове лемнос кабиры превращаются в богов-кузнецов, спутников и помощников гефеста.

культ кабиров в греции принял форму мистерий, требовавших особого посвящения. наиболее известны самофракийские мистерии кабирам.

число кабиров в мифах неопределенно — от двух до семи. в олимпийской мифологии кабиры — древние хтонические божества (мужские и женские), которые присутствовали при рождении зевса и входили в окружение великой матери реи (их часто отождествляли с куретами и корибантами). по другому варианту кабиры — дети гефеста и кабиро, дочери протея." (*)

"символы бога земли, персонифицированные в малютках-карликах, чьи капюшоны делают их полностью невидимыми. считались божествами-хранителями потерпевших кораблекрушение. вероятно, символизировали также сверхестественные "силы", хранимые в запасе человеческого духа." (26)

немного про кабиров упоминает греческий писатель ii в н.э. павсаний в своём "описании эллады". в частности им сообщается, что древняя священная область кабиров находилась возле пергама на малоазийском побережье (139: i.iv. т.1. с.28). также он рассказывает про храм кабиров в беотии неподалёку от фив. интересно, что в фивах, по сведениям павсания, культ кабиров связывается с культом деметры. также довольно характерно, что павсаний не сообщает ничего о самом культе. подобные недомолвки вообще характерны для греческих писателей, когда они сообщают о культах, отправление которым требовало посвящения, и которые носили характер мистерий:

"если отсюда (от храма фемиды неподалёку от беотийских фив - прим.) пройти дальше стадиев двадцать пять, то встретится роща деметры кабирии и коры. войти в неё можно только посвящённым в таинства. от этой рощи стадиях в семи находится храм кабиров. кто такие кабиры и какие таинства и обряды совершаются в честь их и деметры — пусть простят мне люди, любящие слушать такие рассказы, если всё это я пройду молчанием. 6. но ничто не мешает мне рассказать во всеобщее сведение, какое начало, по словам фиванцев, было этим таинством. говорят, что некогда на этом месте был город и жители его назывались кабирами. к одному из кабиров, прометею и этнею, сыну прометея, явилась деметра и поручила нечто их хранению. что было поручено им и что с ним случилось, я не считаю возможным об этом писать; во всяком случае таинства были даром деметры кабирам. при походе эпигонов на фивы и после их взятия аргивяне выгнали кабиров из их места, и на некоторое время прекратились таинства. впоследствии пелагра, дочь потнея, и муж пеларги истмаид, как говорят, восстановили эти празднества по древнему обряду, но только перенесли их в так называемое местечко алексиар. но только как пелагра справляла эти обряды вне древних пределов, то телонд и те, которые ещё остались из рода кабиров, вернулись вновь в кабирею. по велению из додоны, пеларге среди прочих других почестей полагалось приносить жертвенное животное, имеющее в утробе плод. 7. гнева и мщения кабиров людям избежать невозможно. те таинства и обряды, которые совершаются в фивах, некоторые дерзнули совершать в том же виде и в навпакте; их в скором времени постигла законная кара. те воины, которые вместе с мардонием были оставлены из войска ксеркса в беотии (события греко-персидской войны - прим.), идя в храм кабиров, может быть, в надежде на большие богатства, а скорее, как мне кажется, вследствие своего презрения к <чужой> религии, тотчас же сошли с ума и погибли, одни из них бросились в море, а другие с вершины утёсов. когда после своей победы александр ( македонский - прим.) предал огню фивы и всю их область, то некоторые из македонян вошли в кабирион (святилище кабиров), считая себя вправе всё делать как во вражеской земле, но были тотчас же убиты небесным громом и молнией. столь неприкосновенным является это святилище с древнейших времён."

павсаний "описание эллады" ix.25 (139: ix.25. т.2. с.209-210)

распространение этого культа в греции павсаний, по-видимому, связывает с аттикой, а точнее с её городами афинами и элевсином, известным своими мистериями. так в мессену (область на пелопоннесе) этот культ был занесён кавконом из элевсина, а в фивы — мефаном. (139: iv.i т.1. с.256)

источники:
мифологический словарь — м.: "советская энциклопедия", 1990г. (2)
хуан эдуардо керлот "словарь символов" — м.: "refl-book", 1994г. (26)
павсаний "описание эллады" т.1-2 — м.: ладомир, 2002 (139)
сайт "античная миология" (*)
сайт "philosophischen fakultaeten" (**)