кнутом или пряником? методы воспитания

мы все считаем себя современными и образованными людьми. наука сделала большой рывок вперёд. раньше и не слышали о сотовых телефонах и компьютерах, нанотехнологиях и биоинженерии...

вот только в воспитании детей мы применяем «доисторические» методы при всей уверенности в своих современных взглядах на жизнь. да и откуда взяться знаниям о воспитании, если никто этому не учит? хотя эта наука - одна из самых важных.

все родители хотят видеть своих детей здоровыми, успешными и счастливыми. а глубоко в родителях прячется главный приоритет — полное послушание детей. самое удивительное, что с наилучшими побуждениями мы калечим и ломаем самых дорогих нам людей — собственных чад. благими намерениями…

чувствую возмущение родителей в мой адрес… тех родителей, которые уверены в своей непогрешимости! как же мы воспитываем детей? бесконечные нравоучения, крики, кто-то и руку прикладывает. упрёки, обвинения, критика, манипуляции, шантаж…

давайте представим обычную ситуацию. сын — лентяй. и что же ему говорит папа? «я в твои годы уже… а ты… из тебя ничего путного не получится, ты плохо учишься, не занимаешься спортом…» этот список можно продолжать до бесконечности. и, казалось бы, родители правы. хотят, чтобы сын, дочь хорошо учились, занимались спортом, а самое важное, опять же, слушались родителей.

интересно, нравится ли самому папе, когда его жена говорит, что он такой-сякой, денег мало зарабатывает, дома ничего не делает? папа-муж сразу кинется искать другую работу, мыть посуду, убирать носки или обозлится? значит, с взрослым так нельзя, и схема эта не работает, а только приведёт к скандалу. а вот с ребёнком, пожалуйста, сразу перевоспитается. критику в свой адрес послушает или подзатыльник получит и тут же заучится на пятёрки. куда же бедному парню деваться? уйти не может, а в душе только и мечтает об этом. вот и приходится ломать себя.

у нас школьная программа одна на всех. и большая часть знаний забывается моментально и никогда в жизни не пригодится. а учитьflickr.com почему-то надо. как же не учить? так положено. как же понять, к чему ребёнок стремится, как рассмотреть его талант? не бывает никчемных детей, бывают никчемные родители, которые в погоне за оценками забывают о более важных вещах.

не нравится ему математика, физика, химия. читать любит или рисует хорошо. но разве успеешь развиваться в любимом деле, если за тройку по математике тебя накажут. настолько детей задолбали, что они сами не вспомнят, что же им нравилось.

большая нагрузка в школе, большой объём заданий на дом. руки у взрослого опустятся, а тут психика детская! вот и плюнул мальчишка на учебу, всё равно всё выучить невозможно. да и поверил, что он дурак. взрослые, а у вас разве по-другому? накричал начальник, вы целый день не в себе.

постоянно плохо с вами разговаривает, вы будете искать новую работу. вас это расстраивает, с вами так нельзя, вы гордый. а что, дети — не люди разве? или будем считать, подумаешь, поругали, отчитали, только на пользу пойдёт? на какую пользу? в школе детей ругают, с приятелями тоже проблемы бывают. домой придут, а тут мы, родители, поджидаем, чтобы свою порцию оскорблений выдать.

был у нас один парень в классе. один раз побаловался, так и прослыл хулиганом. если другим с рук сходило, то его обязательно наказывали. в школе — учителя, дома — родители. и нам, одноклассникам, внушили, что плохой он, «трудный». учителя – умные, знают, как детскую психику сломать. в общем, поверил мальчишка в то, что он плохой. и стал плохим. узнала я, что после школы в тюрьму угодил. получается, правы были учителя?!

только никто не обратил внимания, что ученик рисовал на уроках, замечательно рисовал — нас, учителей, природу, что в окне видел. веселo  ему было на уроках. и учителя, надо признать, в большинстве случаев неинтересно материал преподносили. встретила я его через много лет после школы. он знаменитый дизайнер. начитанный, воспитанный, эрудированный. у него семья. к сыну своему бережно относится. понимает. это хорошо, что так закончилось, нашел себя. а могло быть все совсем по-другому.

вот ещё удивительно, почему родители считают нормальным ударить ребёнка? придет тот же папа-воспитатель на работу, а начальник его тоже искренне неправым посчитает, бах — и оплеуху, чтобы лучше работал! мама из лучших побуждений дочку критикует — прическа у тебя плохая, поведение ужасное, вообще ты ленивая.

та же мама знает, что с подругой так нельзя. десять раз подумает, что сказать, как бы не обидеть. покритикуй она своих знакомых, как дочь, одна останется. а ребёнку деваться некуда, терпеть приходится. мама, папа считают, что потом ещё спасибо скажет. за что только? за неуважение, за постоянную критику?

как же воспитывать?

у меня в школе учительница по истории была, настоящая, для которой дети важнее амбиций. и предмет интересно рассказывала. она к каждому ребёнку подход нашла. мне дала понять, что я умница и что она гордится такой ученицей. как же я могла урок плохо выучить?! старалась не просто выучить на отлично, ещё и учительницу порадовать, что-то не из школьной программы найти. евдокия романовна знала, кому какую оценку поставить, чтобы ученик веру в себя не потерял. у неё двоечники старались, не хотели её огорчать. она ведь родителям не жаловалась, на нас не кричала. просто расстраивалась. себя винила, что не смогла заинтересовать. мы у неё дополнительные уроки выпрашивали.

зато учитель физики у нас решил, что класс средний, не выдающийся. всё кричал и собрания родительские устраивал. на нас кричал, да и родителям доставалось. бился за успеваемость! но чем он больше бился и воспитывал, тем хуже мы у него учились.

так как же не воспитывать? да любить надо, время находить на детей! крикнуть — это легко и быстро, а вот поговорить, объяснить, подход найти — гораздо труднее. мамина подруга звонка ждёт. это важнее. папу — диван и телевизор дожидаются. подзатыльник дал, крикнул и на диван. а дети неблагодарные слушаться не хотят.

родители стараются детей от ошибок уберечь, на путь истинный наставить. всё вроде бы правильно. но не хотят дети ошибок избегать и не научатся на вашем опыте. у них свой опыт должен быть, свои ошибки. ну и потом дети — всё-таки не ваши копии. наверное, у них и своё мнение есть.

первое время я со своей дочкой уроки делала, потом объяснила, что она уже большая и умная, должна сама попробовать. целую беседу с ней провела, объяснила, что помогу, если совсем не справится. но я в неё верю. единственное, что спросила моя принцесса: «а за двойки ругать будешь?»

двоек она не получала, и я очень удивилась, откуда такой вопрос возник. спросила у нее. оказывается, мама её подружки пришла в школу и отругала свою дочь за двойку по английскому языку при всём классе. вы представляете, что та девочка пережила?! будет потом маму еще долго «благодарить». хорошо, что в школе психолог грамотный, помог. я своей доченьке объяснила: за что же её ругать, она и сама за двойку расстроится. наоборот, помочь надо, разобраться. старается моя малышка. не потому, что боится!

ещё одна заморочка родительская — «бить» по самому больному. мы тебя кормили, одевали, лечили. жизнь на тебя положили, а ты неблагодарный. так это обязанность родителей. и рожают они для себя. по идее, радость должны испытывать по отношению к ребёнку. а получается, дети как обязанность или повинность. и родились исключительно для того, чтобы волю и желание родительские исполнить.

не люблю слово благодарность. если по любви что-то делаешь, благодарности не ждёшь. вместе с ребёнком огорчаешься и радуешься. ну, а если по обязанности, то, конечно, без благодарности трудно.

на собраниях родительских принято на детей жаловаться — учиться не хотят, за деньги экзамены планируют сдавать, дипломы фактически покупают.

ох, плохие нынче дети. кто их такими сделал? кто платить, взятки давать научил? ещё более младшие дети? или всё-таки хорошие взрослые? кто по телевизору о сексе постоянно говорит, разврат показывает? в семье грубо разговаривают. в школе терроризируют. с друзьями не ладится.
ну, ничего, ты же ребёнок, переживешь!